Вторник, 16.04.2024, 06:56

Приветствую Вас Гость | RSS

ГлавнаяРегистрацияВход
Меню сайта

Разделы дневника
Авторские размышления [62]
Интересные материалы [109]

Мини-чат

Наш опрос
Оцените афоризмы
Всего ответов: 1223

Главная » 2009 » Март » 26 » Стив Павлина - Духовность против интеллекта
Стив Павлина - Духовность против интеллекта
17:39

Существует ли изначальный конфликт между духовностью и интеллектом? Сталкиваются ли они постоянно друг с другом? Должны ли мы выбрать, какую сторону принять – духовную или рациональную, но непременно только одну из них?

Несколько лет назад на все эти вопросы я бы ответил положительно. Но сегодня я вижу, этот конфликт – всего лишь иллюзия. На самом же деле я считаю, что духовность и интеллект следуют по одному и тому же пути, причём говорю это вовсе не для того, чтобы попытаться вложить в вашу голову некую религиозную доктрину, а затем убедить вас в ней, манипулируя фактами. Я имею в виду, что используя свой интеллект на полную мощность, вы в конце концов придете к ощущению духовности. Вы можете не называть ее так, но обнаружите, что получаете результаты, схожие с теми, которые получали большинство “просветленных” людей.

В вопросе “интеллект против духовности” проблема возникает тогда, когда вы ощущаете конфликт между этими кажущимися противоположностями. Такое восприятие мешает нам довериться одному из путей и проследовать по нему достаточно далеко. Мы продвигаемся по одному или другому пути совсем чуть-чуть, а затем снова возвращаемся на другую сторону. У нас есть интеллектуальные цели и есть духовные цели, и они никогда не пересекаются. Они хранятся раздельно, каждые в своём отсеке. В деловом мире наши действия управляются интеллектом; мы достигаем наилучших результатов тогда, когда принимаем наиболее разумные решения. Но когда мы приходим домой, начинаем медитировать и задаваться вопросами типа “В чём смысл моей жизни?”, то должны загрузить другой набор правил. Теперь мы покидаем территорию интеллекта и входим в духовный мир. Мы пытаемся разумно взаимодействовать с внешним миром и духовно - с внутренним.

Однако, этот наблюдаемый конфликт – фальшивка. Если вы только проследуете достаточно далеко по указаниям своего интеллекта или своих духовных убеждений – действительно дойдёте до конца – вы увидите, что они заканчиваются в одном и том же месте. Конфликт между ними – чистое воображение. Он существует лишь в наших мыслях.

Позвольте мне объяснить, почему это так и как понимание этого отразилось на моей жизни.

Моё воспитание было чисто интеллектуальным. Моя мать работала профессором математики в колледже, отец – авиационным инженером. Наша семья была достаточно религиозна, но я никогда не считал нас духовными людьми. Меня воспитали с сильным чувством религии: ходя каждое воскресенье в церковь и 12 лет посещая католическую школу, этого тяжело было избежать, – но лично для меня за этими установками не существовало более глубокой духовности. Религия была всего лишь ещё одним школьным предметом, таким как математика или история. В основном её изучение заключалось в запоминании вещей, следовании сложным правилам и претерпевании ритуалов типа исповеди, где я должен был рассказывать незнакомому человеку о всех своих грехах и затем каяться. К 17 годам это противоречие заставило меня сбросить ту религиозность, которая у меня была, и я стал атеистом – к значительному огорчению своей семьи. Я считаю, что это решение было совершенно правильным. Меня учили быть разумным и делать рациональный выбор, но в конце концов я обнаружил что моё религиозное воспитание было в высшей степени иррациональным. Вероятно, я думал, что неким собственным образом исправляю логическую ошибку, совершённую моими родителями; это впечатление только укрепилось после того, как я увидел их реакцию на моё решение – как вы можете представить, она находилась далеко за пределами рационального мира. Я был счастлив уехать из дома после окончания школы. И за исключением свадеб и похорон (в любом случае, не моих собственных), я никогда больше не заходил в церковь.

В колледже я выбрал в качестве специализации компьютерные науки и математику, два предмета где полностью заправляла рациональность. Я относился к духовным людям как к сумасшедшим – по моему мнению, они попусту тратили своё время и не делали ничего полезного для мира, за исключением нескольких заметных случаев (но и в этих случаях я сомневался). В моем представлении духовные люди обладали слабым интеллектом, и руководствовались мимолётными эмоциями, а не разумом и здравым смыслом. В целом я считал таких людей тупыми и ни к чему не годными, в лучшем случае просто сбившимися с истинного пути. Я посвятил себя чисто рациональному существованию, полностью отбросив всё духовное и религиозное.

Прошло несколько лет, и я начал задумываться о том, как мои убеждения могли повлиять на моё ощущение реальности. Я узнал различие между убеждениями, дающими силу, и убеждениями, лишающими её. Это пришло в основном из-за того, что когда мне пошёл третий десяток я прочёл много материалов по личностному развитию. Такие мыслители, как Эрл Найтингейл, Наполеон Хилл, Норманн Винсент Пил, Брайан Трейси и Тони Роббинс научили меня тому, что мои собственные мысли будут играть определяющую роль в моих результатах. Если я верю, что могу чего-то достичь, то гораздо вероятнее достигну этого. Если я в своих мыслях думаю о собственном поражении, то только торможу свой прогресс.

Эти принципы совпадали с тем, что говорил мне мой интеллект. Мне нетрудно было видеть роль, которую играли мои собственные мысли в достижении результата. Я уже замечал свидетельства этого - как в моей жизни, так и в жизнях других людей. Я мог видеть, что сохраняя положительное отношение и оставаясь сфокусированным на желаемом предмете, я достигал лучших результатов, нежели будучи пессимистически настроенным и обеспокоенным. Для меня это было просто проявлением здравого смысла, но тем не менее, это послужило значительным прорывом. Раньше я не считал, что моё собственное отношение и настроение играет такую важную роль в моей жизни. И я не понимал, что могу изменить своё отношение и тем самым изменить свои результаты. В 21 год я продумал про себя: “Хм… тогда мне лучше убедиться в том, что я сохраняю положительный настрой. Лучше сконцентрироваться на том, чего я хочу. Иначе я просто буду саботировать себя. А это было бы не очень разумно”.

Эта концепция постепенно расширялась по мере того, как я читал больше книг по личностному развитию. Книги Тони Роббинса (среди многих прочих) познакомили меня с понятиями укрепляющих и ослабляющих убеждений. К примеру, если я верю, что компьютеры слишком сложны и мудрёны, то я буду стараться держаться от компьютера подальше. Если я придерживаюсь противоположного убеждения, то я освою технологию. Последнее убеждение более укрепляюще, так как оно даёт мне возможность использовать технологию при необходимости, в то время как первое убеждение не оставляет мне выбора. Знать и уметь что-либо – более разумный выбор, чем не знать.

Учась в колледже, я постепенно всё более интересовался мыслью об укрепляющих и ослабляющих убеждениях; особенно тем, как мои собственные убеждения могли влиять на мои результаты, возможно даже неосознанно. Здесь не было духовности. В то время я всё ещё был атеистом, и этот вопрос был чисто интеллектуальным. Меня глубоко заинтересовало управление временем и производительность, и я начал спрашивать себя: “А вдруг мои теперешние убеждения неоптимальны?”

Как компьютерный программист, я наблюдал быстрое развитие технологий - в 10 лет я изучил Бэйсик на компьютере Apple II, а в 21 год я программировал на С++ на персональном компьютере 486-DX50, - и думал об этих понятиях в компьютерных аналогиях. Мой физический мозг был компьютерным “железом”. Мои убеждения и позиция были моей операционной системой (ОС). А мои мысли (включая те, которые управляли моими действиями), были прикладными программами. Программы работали под управлением ОС, которая была установлена на аппаратное обеспечение. Как заставить компьютер работать лучше? Вы можете обновить, или апгрейдить, аппаратуру. Хотя обновление моего собственного мозга выглядело заманчивой идеей, я не видел для этого много реальных вариантов кроме диет и упражнений. Но, как насчёт апгрейда ОС? Я помню, как когда-то перешёл с MS-DOS 6 на Windows 3.1 и какие значительные изменения это вызвало. “Железо” компьютера осталось тем же, но после обновления операционной системы всё изменилось. Я мог запускать другие прикладные программы. Я достигал других (вероятно гораздо лучших) результатов.

Я подумал: “А что если обновить ОС, установленную в моём собственном мозгу? На что это будет похоже?” Это бы потребовало “апгрейда” моих личных убеждений и позиций. Это бы означало перепрограммирование моих наиболее устоявшихся представлений о реальности. Это вызвало бы у меня другие мысли (т.е. запускались бы другие программы), что гарантировало бы другие результаты. Проблема заключалась в том, что было не совсем понятно какие изменения были бы “апгрейдами”, а какие – наоборот. Возможно, что некоторые идеи вовсе не стоили моего внимания. Отразится ли хоть как-то на моих результатах изменение системы убеждений? Однако, чуть дальше продолжив компьютерную аналогию, у меня закралось подозрения что возможно, я сижу на скрытом интеллектуальном “золотом руднике”.

Какова природа хорошего апгрейда ОС? Вы получаете новые возможности. Ваши программы работают быстрее. Вы более производительны. Вы можете делать больше и лучше за меньшее время. Таким образом, если я хотел обновить ОС, то следовало стремиться к таким результатам. В противном случае, я просто зря потратил бы время. Существовала даже опасность испортить существующую ситуацию и получить худшие результаты (Windows Millennium, кхм-кхм).

Несмотря на риск, понимание этого подтолкнуло меня в путешествие по исследованию других систем убеждений – путешествие, продолжающееся по сей день. Я сознательно и намеренно решил переоформить свою систему убеждений для того, чтобы посмотреть, как другие убеждения будут влиять на мои результаты. Я начал ковырять собственную операционную систему. Извне это выглядело как духовный поиск, и я часто сам именно так себе это и представлял, но на самом деле это была задача для интеллекта. Моей целью была оптимизация моих собственных убеждений о реальности – моей операционной системы – так, чтобы смочь лучше делать большее количество дел за меньшее время.

Это был непростой процесс. Я занялся им в начале 90-х годов и экспериментирую до сих пор. Хитрость процесса в том, что я не могу узнать, как повлияет та или иная система убеждений на мои результаты до тех пор, пока не испробую её. В основании этого лежат вещи, слишком сложные для того, чтобы можно было точно предсказать всё заранее. Мне приходится нырять с головой и проверять всё самостоятельно. Например, вера в Бога – укрепляет ли она или ослабляет? Если я поверю в Бога, позволит ли это мне достигать больших и лучших результатов за более короткое время, по сравнению с атеистом? И если это так, какая вера в Бога наилучшая?

Как вы можете представить, более глубокая проблема заключается в том, что определённые убеждения переопределяют то, что я понимаю под “результатами”. Но так как я старался “апгрейдить” себя, то по крайней мере начинал не с нуля. У меня уже была работающая ОС. Таким образом, я всегда мог сравнить мои текущие результаты с моими результатами в прошлом и затем решить, что же для меня “лучше”. Так как результаты часто отличались весьма очевидным образом, мне было нетрудно выбрать то, что я считал лучшим, несмотря на всегда присутствующую в таких задачах неоднозначность. Например, если я стану миллионером, то смогу сказать что при всех прочих равных условиях это лучше, чем жить без денег. Мало кто станет спорить с этим. Лучше быть здоровым и богатым, чем бедным и больным. Лучше быть счастливым, чем находиться в депрессии. Быть влюблённым лучше, чем быть одиноким. Быть собранным и организованным лучше, чем быть растяпой. Быть производительным лучше, чем быть непроизводительным. Быть умным лучше, чем быть тупым. Успех лучше, чем неудача. Если мне было неясно, является ли изменение улучшением или ухудшением, я просто считал его нейтральным. Начав сомневаться, я просто полагался на свой старый здравый смысл.

Я уже описывал то, как я пробовал разные системы убеждений в серии статей о смысле жизни, поэтому не собираюсь повторять здесь то же самое. В конце концов я обнаружил, что зайдя достаточно далеко под руководством интеллекта, я начал экспериментировать с разными духовными убеждениями - они оказались фундаментальными для моего восприятия реальности. К своему удивлению я обнаружил, что атеизм не был для меня оптимальной системой убеждений в том смысле что он не давал наилучших результатов, но то же относилось и к католицизму. Я выяснил, что оба этих убеждения были для меня неоптимальной операционной системой. Система убеждений, которой я придерживаюсь сегодня и которая до сих пор давала мне наилучшие результаты, довольно близка к буддизму. Многие возражали мне, что буддизм – вообще не религия, и я склонен согласиться с этим. Я объяснил некоторые детали этой системы убеждений и то, как она позволила мне освободиться от страха, в подкасте 8 – Преодолевая страх.

Основная причина, по которой я экспериментировал с различными системами убеждений - я хотел выяснить, какая из них наиболее разумна. Всё дело в эффективности. 2005 был моим наилучшим годом - лучшим из всех, прожитых мной, но я надеюсь что 2006 резко превзойдёт его. Я приписываю получение 99% моих результатов своей системе убеждений о реальности - своей операционной системе. Моя текущая ОС (Павлина 2005) определяет мои мысли, действия и как следствие, результаты. По моим стандартам прошедший год был выдающимся в смысле достижения больших и лучших результатов за меньшее время. Ваши убеждения скорее всего будут другими, поэтому вы можете не оценить полученные мною результаты так же как и я. И это замечательно. Я не предлагаю вам достигать моих результатов. Подстроить и обновить вашу собственную операционную систему - вот что я предлагаю вам. Именно вы сами должны провести самодиагностику и решить, функционируете ли вы оптимально или же вам следует провести апгрейд. Никто за вас не сможет сделать это. Работают ли ваши программы (то есть ваши мысли и поведение) гладко и эффективно или же страдают от “глюков”, таких как страх неудачи, лень или депрессия?

Запустите самодиагностику, составив три списка:
1) новые свойства, которые необходимо добавить,
2) возможности апгрейда и оптимизации существующих свойств,
3) глюки и баги, которые вам бы хотелось исправить.
Это даст вам идеи о том, что именно надо подправить в системе ваших убеждений. Например, если вы хотите научиться играть на музыкальном инструменте (новая программа в вашем мозгу), то можете заметить что в вашей ОС есть баг, говорящий “У меня нет музыкального слуха”. Таким образом вам необходимо исправить ОС и перепрограммировать эти ограничивающие убеждения, прежде чем вы сможете устанавливать новые программы, которые позволят вам научиться играть на новом инструменте. Такими новыми убеждениями могут быть “Я музыкант”, “Я люблю музыку”, “Я могу научиться и научусь играть на любом инструменте, на котором захочу.”

Одним из основных принципов моей текущей системы убеждений является самоидентификация. Я не рассматриваю себя как физическое тело, бродящее в физическом мире. Напротив, я считаю что вся реальность существует внутри чистого сознания, и я идентифицирую себя (то, что я называю “я”) как это сознание, а не моё физическое тело. У меня есть физическое тело, подобно тому, как у меня есть пальцы на руках и ногах, но это тело - лишь одна из моих частей. Я воспринимаю реальность подобно тому, как большинство людей в состоянии бодрствования думает о снах. Если вы вспоминаете один из ваших снов, то думаете о нём как об умственном переживании, происходящем в вашем сознании. “Вы” – это не то тело, которое вы видели во сне, а человек, лежащий на кровати и видящий сон. Все происходящее во сне происходит внутри вашего сознания, а ваша настоящая сущность смотрит этот сон, а не находится внутри него. Как бы странно это ни звучало, именно так я воспринимаю свою пробуждающуюся реальность.

Моя текущая система убеждений может показаться необычной, но именно она даёт наилучшие результаты изо всех, которые я пробовал. Я способен идеально функционировать, я могу ставить и достигать больших, амбициозных целей, я не боюсь потерпеть неудачу или отказ, я имею приличный доход, я забочусь о всех своих потребностях, я каждый день помогаю людям, я стараюсь не навредить, и я чрезвычайно счастлив и оптимистичен. Как по мне, это довольно разумный выбор по сравнению с образом жизни большинства людей. Я направляю свой интеллект на достижение наивысшей возможной эффективности, на всё самое хорошее. Но эти результаты не просто появились из-за того что я принимал некоторые действия. Если бы всё было так просто… Мне пришлось копать гораздо глубже и исправлять ОС, прежде чем я смог установить такие программы как: Мир 5.0, Радость 7.1, Изобилие 3.2 и Забота 4.0. Когда я пытался устанавливать эти программы до апгрейда ОС, они постоянно “вылетали” из-за проблем с совместимостью. Чёртовы драйверы!

продолжение здесь:
http://progressman.ru/2009/03/duxovnost-protiv-intellekta/#more-645

Категория: Интересные материалы | Просмотров: 1266 | Добавил: иероглиф | Рейтинг: 0.0/0 |
Форма входа

Календарь
«  Март 2009  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031

Поиск

Друзья сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Copyright Cherubic © 2024Используются технологии uCoz